Закон КР О борьбе с коррупцией

г.Бишкек

от 6 марта 2003 года N 51

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О борьбе с коррупцией

 

(В редакции Закона КР от 26 февраля 2009 года N 71)

 

Настоящий Закон является основным нормативным правовым актом, направленным на выявление, предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности, а также определяет правовые и организационные основы борьбы с коррупционными правонарушениями.

 

Статья 1. Понятие коррупции

 

Коррупция (коррупционное правонарушение) представляет собой корыстное деяние должностных лиц, выполняющих определенные функциональные обязанности в государственном секторе, которое ведет к нарушению функциональных обязанностей, возложенных на них по статусу государственного служащего, и иного рода отношений, имеет целью получение незаконных выгод для себя и других и создает угрозу интересам общества и государства.

Она включает:

- взяточничество, кражу, хищение, халатность и присвоение государственной и частной собственности должностными лицами;

- злоупотребление служебным положением для получения любых незаконных выгод (льгот, преимуществ) для себя и других в результате неофициального использования официального статуса.

 

Статья 2. Основные задачи настоящего Закона

 

Основными задачами настоящего Закона являются:

- предупреждение коррупционного правонарушения, а также его выявление и пресечение;

- обеспечение защиты прав, свобод граждан и интересов общества;

- восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ликвидация иных последствий, причиненных коррупцией;

- обеспечение безопасности государства и эффективного функционирования органов государственной власти;

- укрепление авторитета государственной службы, формирование у граждан уважения к государственной службе и государственному служащему;

- обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- создание условий, обеспечивающих неподкупность лиц, выполняющих государственные функции.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

 

Настоящий Закон действует на всей территории Кыргызской Республики в отношении граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, включая их руководителей и работников, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Кыргызской Республики.

За пределами территории Кыргызской Республики настоящий Закон действует в отношении граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, включая их руководителей и работников, если иное не предусмотрено международными договорами Кыргызской Республики.

 

Статья 4. Правовое регулирование в области борьбы с коррупцией

 

1. В Кыргызской Республике вопросы борьбы с коррупцией регулируются на основе Конституции Кыргызской Республики настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Кыргызской Республики.

2. Если международными договорами Кыргызской Республики установлены иные положения, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международных договоров Кыргызской Республики.

3. Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность применяется в порядке и условиях, предусмотренных законодательными актами Кыргызской Республики.

 

Статья 5. Основные принципы борьбы с коррупцией

 

Регулирование вопросов борьбы с коррупцией осуществляется на основе следующих принципов:

- обеспечения закрепленных в Конституции Кыргызской Республики прав и свобод человека и гражданина;

- равенства всех перед законом и судом;

- недопустимости какой-либо дискриминации, ущемления прав и свобод по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера;

- восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, связанных с коррупцией;

- обеспечения защиты чести, достоинства и деловой репутации личности и гражданина;

- обеспечения правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности их деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

- совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав и свобод, законных интересов государственных служащих;

- недопустимости делегирования полномочий по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью физическим и юридическим лицам, не уполномоченным осуществлять такую деятельность.

 

Статья 6. Субъекты коррупционных правонарушений

 

1. К субъектам коррупционных правонарушений относятся все государственные служащие независимо от занимаемой должности и порядка их избрания или назначения на эти должности, совершившие коррупционные правонарушения.

2. К числу субъектов коррупционных правонарушений относятся также граждане, осуществляющие деятельность в муниципальной службе; руководители учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из государственного бюджета либо в уставном капитале которых имеется государственная доля, совершившие коррупционные правонарушения; а также физические и юридические лица, включая их должностных лиц и работников, противоправно предоставляющие материальные и иные блага и преимущества государственным служащим и служащим муниципальной службы.

 

Статья 7. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

 

Борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны осуществлять все государственные органы и государственные служащие. Руководители государственных органов и учреждений в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Закона и применение предусмотренных настоящим Законом мер. Руководители министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местного самоуправления и юридических лиц независимо от их форм собственности, а также граждане оказывают содействие и необходимую помощь уполномоченным органам в борьбе с коррупцией.

Выявление, предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляются правоохранительными органами.

 

Статья 8. Освещение в средствах массовой информации коррупционных

правонарушений

 

1. Средства массовой информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики формируют гражданскую позицию, направленную на предупреждение и профилактику коррупции, создание обстановки нравственной чистоты и правовой культуры в системах государственной и муниципальной служб.

2. Государственные органы через средства массовой информации информируют общественность по обнародованным сведениям о фактах проявления коррупции. Данная информация публикуется в тех же средствах массовой информации, где она была первоначально обнародована.

Сведения, предоставляемые средствам массовой информации, должны носить подтверждающий или опровергающий характер факта проявления коррупции.

 

Статья 9. Гарантии государственной защиты лиц, оказывающих

содействие в борьбе с коррупцией

 

1. Лицо, сообщившее о факте коррупции или каким-либо иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, обеспечивается государственной защитой.

2. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственной тайной и представляется только по письменным запросам государственных органов, уполномоченных вести борьбу с коррупцией, или суда в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

3. Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения о фактах проявления коррупции, несет ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 10. Специальные требования, предъявляемые к лицам,

претендующим на государственную службу

 

Граждане Кыргызской Республики, претендующие на государственную службу, добровольно принимают на себя установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами ограничения в целях недопущения коррупционных правонарушений. При этом они ставятся в известность о правовых последствиях запрещаемых действий.

Принятие ограничений отражается в письменном обязательстве. Непринятие ограничений (полностью или частично) влечет за собой отказ в приеме на работу на государственную службу.

 

Статья 11. Меры финансового контроля

 

1. Граждане Кыргызской Республики, претендующие на государственную службу, представляют в соответствующие органы государственной налоговой службы сведения о всех доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в том числе права требования на имущество.

2. Государственные служащие, а также граждане, осуществляющие деятельность в муниципальной службе, руководители учреждений, организаций и предприятий, чья деятельность финансируется из государственного бюджета, либо в уставном капитале которых имеется государственная доля, при открытии личных счетов в банковском учреждении или финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики или иностранного государства обязаны в трехдневный срок письменно уведомить налоговую инспекцию по месту жительства о номерах своих счетов и реквизитах банковского учреждения.

Непредставление такого уведомления влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Поступающие в налоговые инспекции сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Лица, разгласившие эти сведения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Деятельность, не совместимая с выполнением

государственных функций

 

1. Государственным служащим запрещается:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

- заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;

- быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором они состоят на службе либо который им непосредственно подчинен или подконтролен;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действий или бездействие, связанных с исполнением служебных полномочий;

- участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями препятствовать функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных полномочий;

- участвовать в деятельности политических партий в связи со служебной деятельностью;

- находиться на государственной должности в государственных органах, в которых их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ними в близких родственных отношениях (родители, супруг(а), братья, сестры и дети).

2. Государственный служащий, имеющий долю в уставном капитале коммерческих организаций либо иное имущество, используемое в целях получения дохода, в течение месяца после вступления в государственную должность обязан на время нахождения его на государственной службе передать эти долю и имущество в установленном законодательством порядке в доверительное управление.

3. Государственные служащие, занимающиеся деятельностью, запрещенной настоящим Законом и законодательством о государственной службе, несут ответственность и подлежат освобождению от занимаемой должности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 13. Правонарушения, создающие условия для коррупции,

и ответственность за них

 

1. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие действия или бездействия государственных служащих:

- неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов и юридических лиц;

- использование своих полномочий при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы, интересы близких родственников или свойственников;

- предоставление непредусмотренных законом преимуществ лицу при поступлении и продвижении его в государственной службе;

- оказание неправомерного предпочтения физическим и юридическим лицам при подготовке и принятии решений;

- участие в качестве поверенных физических и юридических лиц по делам государственных органов, государственных предприятий и учреждений, в которых они состоят на службе или которые им подчинены, подконтрольны или подотчетны;

- использование в личных или групповых интересах информации, не подлежащей официальному распространению и полученной при выполнении государственных функций;

- необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено нормативными и правовыми актами, несвоевременное ее предоставление или передача недостоверной либо неполной информации;

- требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законом;

- передача государственных или коммунальных финансовых и иных материальных ресурсов в избирательные фонды кандидатов и общественных организаций, а также неправомерная передача их другим гражданам и юридическим лицам;

- нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения вопросов, входящих в их компетенцию;

- дарение подарков, предоставление материальных и иных благ, оказание внеслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и других официальных мероприятий;

- создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

- участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;

- делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за ней, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

2. Совершение государственными служащими какого-либо из указанных в пункте 1 настоящей статьи правонарушения, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение дисциплинарного взыскания, включая освобождение от занимаемой должности с последующим увольнением с государственной службы.

 

Статья 14. Коррупционные правонарушения

 

1. Коррупционными правонарушениями являются следующие деяния:

а) принятие за исполнение своих функциональных обязанностей в интересах других физических и юридических лиц любого вознаграждения в виде денег, услуг от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от граждан, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики;

б) принятие подарков в связи с исполнением своих функциональных обязанностей либо принятие их от лиц, зависимых по службе, за исключением символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости или при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

в) принятие приглашений на внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Кыргызской Республики, за исключением поездок:

- по приглашению близких родственников за их счет;

- по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

- осуществляемых в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Кыргызской Республики и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

- осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях, осуществляемых в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям и за счет партнеров;

г) использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставляемых им для осуществления своих функциональных обязанностей средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств, недвижимого и иного имущества.

2. Совершение субъектами какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение дисциплинарного взыскания, включая освобождение от занимаемой должности с последующим увольнением со службы.

3. Денежные средства, поступившие на счет субъекта коррупционного правонарушения, а также средства, полученные им в нарушение подпункта "а" пункта 1 настоящей статьи, подлежат в течение десяти дней после их обнаружения перечислению в бюджет государства с предоставлением объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.

Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с выполнением функциональных обязанностей в нарушение положений подпункта "б" пункта 1, подлежат в десятидневный срок сдаче в специальный государственный фонд, либо в эти сроки перечисляется в государственный бюджет сумма, равная рыночной стоимости подарков.

Незаконно полученные подарки и денежные средства подлежат обращению в доход государства по решению суда. Стоимость незаконно полученных услуг взыскивается с виновного лица по решению суда и перечисляется в государственный бюджет.

 

Статья 15. Ответственность физических и юридических лиц за

незаконную выплату вознаграждений лицам, уполномоченным

на выполнение функциональных обязанностей

 

Граждане и руководители юридических лиц, предоставившие государственным служащим незаконное материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги, в случаях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния и если не было вымогательства, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 16. Ответственность за осуществление незаконной

предпринимательской деятельности и получение незаконных

доходов государственными органами, органами местного

самоуправления и юридическими лицами

 

1. Занятие государственными органами, органами местного самоуправления и юридическими лицами предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных, любых иных благ и услуг, помимо установленных источников финансирования, влечет привлечение к административной ответственности руководителей этих органов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Повторное совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет увольнение виновного руководителя указанных органов с должности или иное освобождение от выполнения своих функциональных обязанностей.

 

Статья 17. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости

незаконно предоставленных услуг

 

1. В случаях незаконного обогащения в результате коррупционных правонарушений полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг - взысканию в доход государства по решению суда на основе действующего законодательства.

2. В случае если лицо, допустившее коррупционное правонарушение отказывается добровольно сдать незаконно полученное имущество либо оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг, это имущество или соответствующая стоимость подлежит взысканию судом в доход государства по иску правоохранительных органов.

Правоохранительные органы до вынесения судом решения вправе наложить арест в порядке гражданского судопроизводства на имущество, денежные средства и иные принадлежащие правонарушителям ценности.

 

Статья 18. Ответственность руководителей государственных органов,

органов местного самоуправления и юридических лиц за

непринятие мер по борьбе с коррупцией

 

Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц, не применяющие в пределах своих полномочий меры, предусмотренные настоящим Законом, в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с коррупцией, либо применяющие указанные меры с нарушением настоящего Закона, наказываются судом в административном порядке по представлению правоохранительных органов.

 

Статья 19. Контроль и надзор за исполнением настоящего Закона

 

Соответствующие комитеты и комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики контролируют проведение в жизнь настоящего Закона.

Надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Закона осуществляют органы прокуратуры Кыргызской Республики в пределах своей компетенции.

(В редакции Закона КР от 26 февраля 2009 года N 71)

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики соответствующие законопроекты, вытекающие из настоящего Закона.

 

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

 

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 30 января 2003 года

OSCE
Веб-сайт разработан при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке
Разработка веб-сайта — Михаил Агеев