Закон КР Об уполномоченном органе в сфере борьбы с экономическими преступлениями

Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 2 августа 2018 года № 80

Об уполномоченном органе в сфере борьбы с экономическими преступлениями

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики                                                           27 июня 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Уполномоченный орган в сфере борьбы с экономическими преступлениями

1. Уполномоченный орган в сфере борьбы с экономическими преступлениями (далее - уполномоченный орган) обладает статусом правоохранительного органа исполнительной власти, деятельность которого направлена на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование экономических видов преступлений, должностных и коррупционных преступлений путем проведения оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания в пределах полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный орган является юридическим лицом со своим полным наименованием на государственном и официальном языках, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики.

3. Уполномоченный орган имеет знамя и символику. Описание знамени и символики утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 2. Правовая основа деятельности уполномоченного органа

Правовую основу деятельности уполномоченного органа составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Цели и задачи уполномоченного органа

1. Основной целью уполномоченного органа является обеспечение внутренней экономической безопасности Кыргызской Республики, снижение уровня экономических и должностных преступлений в сфере экономики и финансов и противодействие коррупции.

2. В интересах внутренней экономической безопасности Кыргызской Республики уполномоченный орган решает следующие задачи:

1) обеспечение внутренней экономической безопасности в пределах своей компетенции;

2) прогнозирование и предупреждение возможных угроз внутренней экономической безопасности страны;

3) разработка и реализация государственной политики в сфере обеспечения внутренней экономической безопасности;

4) противодействие коррупции в органах государственной власти и управления, за исключением уголовного преследования высших должностных лиц, а также борьба с преступлениями в сфере экономики и финансов;

5) обеспечение законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности;

6) осуществление мер по выявлению, предупреждению и пресечению экономических видов преступлений, должностных и коррупционных преступлений, в том числе совершенных в составе организованной преступной группы; осуществление оперативно-розыскных мероприятий; дознание и следствие в отношении лиц, совершивших преступление или подозреваемых в их совершении;

7) разработка и осуществление мер по предупреждению, выявлению и пресечению фактов незаконного вмешательства в экономическую деятельность или воспрепятствования предпринимательской деятельности должностными лицами государственных структур с использованием своего служебного положения;

8) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению уполномоченного органа;

9) устранение причин и условий, способствующих совершению экономических видов преступлений, связанных с нанесением ущерба государству, должностных преступлений в сфере экономики и финансов; проведение анализа причин и условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих экономические виды преступлений, связанных с нанесением ущерба государству, должностные преступления в сфере экономики и финансов, а также разработка и реализация мероприятий, направленных на их предупреждение и ликвидацию.

Статья 4. Принципы деятельности уполномоченного органа

Уполномоченный орган осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

1) законность;

2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение;

4) гуманность и справедливость;

5) взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами;

6) обеспечение невмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики.

Статья 5. Содействие государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан при выполнении задач уполномоченным органом

1. Уполномоченный орган выполняет возложенные на него задачи во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, а также граждане оказывают содействие в пределах своей компетенции.

Статья 6. Гарантии соблюдения прав и свобод граждан

1. Уполномоченный орган при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать права и свободы человека и гражданина.

2. Настоящим Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией Кыргызской Республики.

3. Действия и бездействие сотрудников уполномоченного органа могут быть обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру и суд в установленном законодательством порядке.

Статья 7. Ответственность сотрудников уполномоченного органа

1. Сотрудники уполномоченного органа в пределах своих полномочий самостоятельно принимают решения. В случае нарушения своих служебных обязанностей, совершения дисциплинарного, административного проступка либо уголовно наказуемого деяния сотрудники уполномоченного органа несут ответственность в установленном законодательством порядке. В случае если сотруднику уполномоченного органа отданы противоречащие закону приказ или распоряжение, он руководствуется законом.

2. Действия сотрудника уполномоченного органа, формально подпадающие под признаки противоправного деяния, могут быть не признаны нарушением закона, если они совершены в состоянии оправданного профессионального риска. Риск признается оправданным, если совершенное действие объективно вытекало из сложившихся обстоятельств, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия, и сотрудник уполномоченного органа, допустивший риск, предпринял в создавшейся обстановке все возможные меры для предотвращения причиненного вреда.

Глава 2. Система, организация деятельности, функции и права уполномоченного органа

Статья 8. Система и организация деятельности уполномоченного органа

1. Уполномоченный орган имеет единую централизованную систему с подчиненностью нижестоящих подразделений вышестоящему.

2. Единую систему уполномоченного органа составляют центральный аппарат и подчиненные ему территориальные подразделения.

3. Территориальные подразделения уполномоченного органа в пределах соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют функции уполномоченного органа в пределах своей компетенции.

4. Руководитель имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению руководителя.

5. Руководитель:

1) осуществляет руководство уполномоченным органом;

2) самостоятелен в принятии решений и несет персональную ответственность за деятельность уполномоченного органа;

3) обеспечивает организацию и контроль осуществления территориальными подразделениями функций уполномоченного органа, координацию и согласованность действий территориальных подразделений уполномоченного органа по всем направлениям их деятельности;

4) в установленном порядке вносит предложения о реорганизации уполномоченного органа, в том числе по вопросам организационно-штатного, кадрового и материально-технического укрепления;

5) представляет уполномоченный орган во всех государственных органах и организациях;

6) утверждает в установленном порядке структуру и штатное расписание центрального аппарата, а также территориальных подразделений уполномоченного органа в пределах штатной численности, установленной Правительством Кыргызской Республики и положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных подразделениях уполномоченного органа;

7) назначает на должность и освобождает от должности сотрудников рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава уполномоченного органа;

8) присваивает (лишает) сотрудникам уполномоченного органа специальные звания младшего, среднего и старшего начальствующего состава;

9) определяет функциональные обязанности своих заместителей, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата и территориальных подразделений уполномоченного органа;

10) в пределах своих полномочий издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения структурными подразделениями и сотрудниками уполномоченного органа;

11) вносит в установленном порядке представления о присвоении сотрудникам уполномоченного органа высших специальных званий;

12) в установленном законодательством порядке решает вопросы поощрения, оказания материальной помощи и наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников уполномоченного органа, представляет их к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Кыргызской Республики;

13) организует подбор, расстановку и повышение квалификации кадров подразделений уполномоченного органа;

14) организует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению внутренней безопасности сотрудников уполномоченного органа при исполнении ими служебных обязанностей и, при необходимости, защиты членов их семей;

15) обеспечивает целевое и эффективное использование выделенных материальных ресурсов и бюджетных ассигнований, осуществление учета и отчетности по ним, а также внутриведомственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью территориальных подразделений уполномоченного органа;

16) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 9. Функции уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) осуществляет оперативно-розыскную деятельность, досудебное производство и мероприятия по противодействию экономическим и должностным преступлениям в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

2) принимает, регистрирует в Едином реестре преступлений и проступков, рассматривает заявления и сообщения о совершенных или готовящихся экономических и должностных преступлениях и (или) проступках в сфере экономики и финансов в соответствии с установленным законодательством порядком, своевременно принимает меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, и недопущению общественно опасных последствий;

3) проводит дознание и следствие в рамках уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики;

4) осуществляет розыск лиц, совершивших экономические и должностные преступления в сфере экономики и финансов, или подозреваемых в их совершении, в пределах своей компетенции;

5) разрабатывает методы противодействия экономическим и должностным преступлениям в сфере экономики и финансов, организует обучение, проведение семинаров, направленных на повышение уровня профессионального мастерства сотрудников и формирование методической базы;

6) хранит государственные секреты, а также информацию, полученную при исполнении возложенных задач;

7) совершенствует формы и методы борьбы с экономическими и должностными преступлениями в сфере экономики и финансов, определяет стратегию и тактику оперативно-розыскной деятельности, вырабатывает и реализует меры по повышению эффективности своей деятельности;

8) принимает участие в разработке и реализации программ борьбы с преступностью, разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения внутренней экономической безопасности государства, борьбы с экономическими и должностными преступлениями в сфере экономики и финансов и иным вопросам, касающимся деятельности уполномоченного органа;

9) анализирует практику оперативно-розыскной, следственной деятельности и дознания, производства экспертизы, использования оперативно-технических и специальных средств в практической деятельности уполномоченного органа;

10) разрабатывает и реализует мероприятия по обеспечению безопасности сотрудников уполномоченного органа при исполнении ими служебных обязанностей и, при необходимости, защиты членов их семей;

11) взаимодействует с соответствующими органами иностранных (других) государств по вопросам борьбы с экономическими и должностными преступлениями в сфере экономики и финансов, в пределах своих полномочий участвует в деятельности международных организаций;

12) взаимодействует с другими государственными органами по обеспечению внутренней экономической безопасности Кыргызской Республики;

13) информирует заинтересованные государственные органы о состоянии борьбы с экономическими и должностными преступлениями в сфере экономики и финансов.

Статья 10. Права уполномоченного органа

Уполномоченный орган в соответствии с поставленными задачами в пределах своей компетенции имеет право:

1) в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления, предупреждения и пресечения экономических и должностных преступлений в сфере экономики и финансов;

2) в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики проводить дознание и следствие по экономическим и должностным преступлениям в сфере экономики и финансов;

3) хранить, носить, применять и использовать огнестрельное оружие, специальные средства, применять меры физического воздействия в соответствии с настоящим Законом, определяющим порядок применения физической силы, специальных средств, оружия;

4) в соответствии с установленным законодательством Кыргызской Республики порядком и в пределах своей компетенции входить в производственные, складские, торговые, служебные и иные помещения, на предприятия, в учреждения, организации независимо от формы собственности и места их нахождения, на предмет выявления и пресечения противоправных действий. Обследовать и осматривать их, в целях получения информации об осуществлении ими противоправных действий, с участием собственника либо его представителя или уполномоченного им лица;

5) по письменному запросу, в сроки, установленные законодательством, в необходимом объеме получать от бюджетных или иных учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств на основании законодательства Кыргызской Республики, сведения относительно использования ими выделенных бюджетных средств;

6) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве уполномоченного органа; подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

7) составлять протоколы об административных правонарушениях (нарушениях), задерживать и доставлять правонарушителей в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

8) изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики;

9) использовать соответствующие изоляторы временного содержания и следственные изоляторы в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений";

10) конвоировать задержанных и лиц, заключенных под стражу;

11) создавать и использовать информационные базы данных, а также использовать информационные базы данных других государственных органов, способствующие решению возложенных на уполномоченный орган задач;

12) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения внутренней экономической безопасности государства, борьбы с экономическими и должностными преступлениями в сфере экономики и финансов, по вопросам, касающимся деятельности уполномоченного органа;

13) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения и выплачивать за помощь в раскрытии и задержании лиц, совершивших преступления, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

14) в служебных целях бронировать или приобретать вне очереди проездные документы на все виды транспорта;

15) в соответствии с налоговым, таможенным и банковским законодательством получать необходимые сведения и информацию;

16) арендовать жилые помещения и общежития для проживания сотрудников и служащих уполномоченного органа и членов их семей в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Глава 3. Правовое регулирование труда и правовое положение сотрудника уполномоченного органа

Статья 11. Регулирование трудовых отношений сотрудника уполномоченного органа

1. Поступление на службу в уполномоченный орган осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

2. Порядок прохождения службы в уполномоченном органе определяется Правительством Кыргызской Республики.

3. Трудовая деятельность вольнонаемного состава уполномоченного органа регулируется трудовым законодательством Кыргызской Республики и издаваемыми на его основе ведомственными актами.

 

Статья 12. Правовое положение сотрудника уполномоченного органа

1. Сотрудник уполномоченного органа является представителем государственной власти и находится под защитой государства. Законные требования сотрудника уполномоченного органа обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

2. Сотруднику уполномоченного органа в подтверждение его личности и полномочий выдаются служебное удостоверение и жетон установленного образца в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

3. Угроза насилия или посягательства на жизнь сотрудника уполномоченного органа влечет ответственность, установленную уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

4. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудника уполномоченного органа, кроме лиц, прямо уполномоченных на то нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Незаконное вмешательство в деятельность сотрудника уполномоченного органа влечет установленную уголовным, уголовно-процессуальным законодательством ответственность.

5. Сотрудник уполномоченного органа в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о готовящемся или совершенном преступлении или правонарушении либо в случае непосредственного обнаружения такового обязан использовать всю полноту предоставленных ему прав по пресечению экономических видов преступлений, связанных с нанесением ущерба государству, должностных преступлений в сфере экономики и финансов и информировать ближайшее подразделение уполномоченного органа.

6. Сотрудник уполномоченного органа имеет право на обжалование принимаемых в отношении него решений и действий вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или суд.

7. Сотрудник уполномоченного органа не несет ответственность за вред, причиненный применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если его действия осуществлялись в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, а также законодательством, регулирующим правоотношения в сфере оборота служебного оружия, если не были превышены пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества членов семьи сотрудника уполномоченного органа от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей предусматривается законодательством Кыргызской Республики.

9. Сотрудники уполномоченного органа не вправе находиться в масках, за исключением сотрудников подразделений специального назначения.

10. Сотрудники уполномоченного органа при исполнении служебных обязанностей обязаны предъявлять служебное удостоверение. При отказе сотрудника уполномоченного органа предъявить служебное удостоверение гражданин вправе не подчиняться его требованиям, за исключением случаев использования масок в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

11. Сотрудникам уполномоченного органа запрещается:

1) организовывать забастовки и участвовать в них;

2) заниматься любыми видами предпринимательской деятельности;

3) работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, экспертной, преподавательской и творческой деятельности;

4) создавать, участвовать или содействовать в какой-либо форме в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью; подчинять служебную деятельность партийным программам и решениям;

5) находиться на службе, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ним в близких родственных отношениях;

6) брать на себя обязательства и давать обещания, связанные с его службой, на которые он не уполномочен;

7) использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого сотрудника и его близких родственников;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей;

9) заниматься предвыборной агитацией в период референдумов и избирательных кампаний;

10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих организаций и действующих на территории Кыргызской Республики их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством;

11) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством и международными договорами;

12) публично осуждать действия вышестоящего органа или должностного лица, за исключением доказанных случаев причинения ими ущерба государственным, местным или общественным интересам;

13) быть поверенным или иным представителем по делам третьих лиц в государственных органах и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами;

14) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства и другое имущество, предназначенное только для служебной деятельности;

15) получать в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения (денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

12. Установление факта несоблюдения предусмотренных настоящей статьей ограничений является основанием для применения к сотруднику уполномоченного органа мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

13. Сотрудник уполномоченного органа имеет право:

1) ознакамливаться с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности;

2) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, а также для внесения предложений о совершенствовании деятельности уполномоченного органа;

3) ознакамливаться со всеми материалами своего личного дела;

4) требовать письменного подтверждения устного приказа вышестоящего руководителя в случаях возникновения сомнения в законности приказа.

Статья 13. Порядок присвоения (лишения) специальных званий рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава уполномоченного органа

Порядок присвоения, снижения и лишения специальных званий сотрудников уполномоченного органа определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Права и обязанности лиц, оказывающих содействие уполномоченному органу

1. Сведения о предоставлении гражданами Кыргызской Республики добровольной информации уполномоченному органу на негласной основе (при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий) составляют государственную тайну.

2. Лица, оказывающие содействие уполномоченному органу, имеют право:

1) заключать контракт с уполномоченным органом об условиях конфиденциального сотрудничества;

2) получать от сотрудников уполномоченного органа разъяснения о своих задачах, правах и обязанностях;

3) использовать документы, зашифровывающие личность, в целях конспирации;

4) получать в определенных контрактом случаях вознаграждение.

3. Лица, оказывающие содействие уполномоченному органу, обязаны:

1) выполнять поручения уполномоченного органа, направленные на решение стоящих перед ними задач;

2) соблюдать условия контракта с уполномоченным органом в случае его заключения;

3) не допускать умышленного предоставления ложной или клеветнической информации;

4) не разглашать охраняемые законом сведения, ставшие известными в процессе оказания содействия уполномоченному органу.

4. Лица, оказывающие содействие уполномоченному органу, несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики, за умышленное предоставление ложной или клеветнической информации.

5. Гарантии прав и социальной защиты лиц, оказывающих содействие уполномоченному органу, обеспечиваются в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

Глава 4. Применение сотрудником уполномоченного органа мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 15. Право сотрудника уполномоченного органа на применение мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия

Сотруднику уполномоченного органа предоставляется право в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие.

Статья 16. Применение мер физического воздействия сотрудником уполномоченного органа

Сотрудники уполномоченного органа применяют физическую силу, в том числе специальные боевые приемы рукопашного боя и подручные средства, в случаях задержания лиц, совершивших преступление, оказания ими сопротивления, для предотвращения и пресечения преступлений и других правонарушений, для самообороны, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников уполномоченного органа, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.

Статья 17. Применение специальных средств сотрудником уполномоченного органа

1. Сотрудники уполномоченного органа применяют специальные средства, состоящие на вооружении уполномоченного органа, в случаях задержания лиц, совершивших преступление, если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам уполномоченного органа, выполняющим возложенные на них обязанности, доставления их в уполномоченный орган, конвоирования и охраны задержанных, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам уполномоченного органа осуществлять возложенные на них законом обязанности.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин, малолетних, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

3. Перечень специальных средств утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 18. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудником уполномоченного органа

1. Сотрудникам уполномоченного органа предоставляется право хранения и ношения табельного огнестрельного оружия.

2. Применению оружия, как правило, должно предшествовать предупреждение о намерении его применения.

3. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, освобождении заложников, побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения.

4. Сотрудники уполномоченного органа имеют право использовать оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется требованиям сотрудников уполномоченного органа и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан;

2) для защиты от нападения животных;

3) для подачи сигнала тревоги, вызова помощи, а также для производства предупредительного выстрела.

5. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств либо угрожающего жизни группового нападения.

6. Сотрудник уполномоченного органа имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения. Совершение задерживаемыми лицами посягательственных и других умышленно неожиданных действий, попытки приблизиться к сотруднику уполномоченного органа ближе указанного им расстояния, достать что-либо из одежды без команды, прикоснуться к его оружию, а равно иные опасные действия и движения, которые могут быть истолкованы сотрудником уполномоченного органа как угроза насилия, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.

7. Во всех случаях применения и использования оружия сотрудник уполномоченного органа обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим.

8. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник уполномоченного органа в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику соответствующего подразделения уполномоченного органа по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

Глава 5. Социальная защита сотрудников уполномоченного органа

Статья 19. Социальная гарантия и защита сотрудников уполномоченного органа

Социальная гарантия, защита, обеспечение жильем и медицинское обслуживание сотрудников уполномоченного органа осуществляются в соответствии с законодательством, определяющим порядок обеспечения социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

Статья 20. Оплата труда, пенсионное и иное обеспечение сотрудников уполномоченного органа

1. Условия оплаты труда сотрудников уполномоченного органа устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Пенсионное обеспечение сотрудников уполномоченного органа и членов их семей осуществляется в порядке, установленном законодательством, регулирующим сферу пенсионного обеспечения военнослужащих.

Глава 6. Оценка деятельности, финансовое, материально-техническое обеспечение и документы уполномоченного органа

Статья 21. Основы оценки деятельности уполномоченного органа

1. Оценка деятельности уполномоченного органа определяется исходя из эффективности разрешения уполномоченным органом поставленных перед ним настоящим Законом целей и задач.

2. Оценка деятельности уполномоченного органа основывается на принципах законности, достоверности, объективности, целесообразности, доступности и своевременности.

3. Отчетность уполномоченного органа является одной из составляющих оценки деятельности и должна основываться на качественных показателях.

4. Персональную ответственность за результаты оценки деятельности в установленном порядке несет руководитель уполномоченного органа.

Статья 22. Финансирование уполномоченного органа

1. Финансирование уполномоченного органа осуществляется в централизованном порядке за счет республиканского бюджета, а также за счет других не запрещенных законодательством Кыргызской Республики источников финансирования.

2. В порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, уполномоченному органу предоставляется право на получение установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики денежных средств от возмещенного ущерба.

Статья 23. Материально-техническое обеспечение уполномоченного органа

1. Порядок и нормы материально-технического обеспечения уполномоченного органа устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

2. В порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, уполномоченный орган имеет преимущественное право на приобретение изъятого и конфискованного на законных основаниях имущества юридических и физических лиц для использования его в работе.

Статья 24. Имущество и документы уполномоченного органа

1. Имущество уполномоченного органа находится в государственной собственности и используется для решения поставленных задач.

2. Учреждения уполномоченного органа могут иметь в оперативном управлении недвижимое и движимое имущество, в том числе объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

3. Имущество предприятий, организаций, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, а также организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уполномоченного органа, закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

4. Обращение взыскания на имущество уполномоченного органа не допускается.

5. Документы и документальные материалы уполномоченного органа хранятся и используются в соответствии с законодательством о Национальном архивном фонде Кыргызской Республики.

Глава 7. Контроль и надзор за деятельностью уполномоченного органа

Статья 25. Контроль за деятельностью уполномоченного органа

Контроль за деятельностью уполномоченного органа осуществляется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 26. Надзор за соблюдением законности уполномоченным органом

Надзор за точным и единообразным исполнением законов уполномоченным органом осуществляет Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент

 

С. Жээнбеков


OSCE
Веб-сайт разработан при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке
Разработка веб-сайта — Михаил Агеев